Готовое решение для автоматизации аптек и аптечных сетей без абонентской платы. Подключение к ЧЕСТНОМУ ЗНАКУ и обеспечение работы с новой Маркировкой лекарств. Работа по всей России и СНГ уже более 28 лет. Профессиональный функционал для повседневной работы. Автоматическое обновление программы, забракованных препаратов и ЖНВЛП. Сопровождение клиентов – индивидуальный подход. *

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1
сегодня: 07.12.2024 Добавить закладку Контакты
+7 (499) 346-35-95

Что такое АВС и XYZ анализы

Что такое АВС анализ?

АВС – анализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект. Ассортимент обычно анализируется по двум параметрам: объем продаж (реализованное количество) и получаемая прибыль (реализованная торговая наценка). АВС- анализ основан на правиле Парето (еще его называют «20» на «80»). Согласно этому правилу, 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли. На практике для фармацевтических розничных компаний АВС- анализ выглядит следующим образом:

10% позиций ассортимента (группа А) дает 80% товарооборота;

15% позиций ассортимента (группа В) дает 15% товарооборота;

75% позиций ассортимента (группа С) дает 5% товарооборота.

Используя это правило весь ассортимент аптеки можно разделить на группы по степени важности.

Группа А – очень важные товары, они всегда должны присутствовать в ассортименте аптеки. Если в качестве параметра в анализе использовался объем продаж, то в данную группу входят лидеры продаж по количеству. Если в качестве параметра в анализе использовалась торговая наценка, то в данную группу входят наиболее прибыльные товары;

Группа В – товары средней степени важности;

Группа С – наименее важные товары. Это претенденты на исключение из ассортимента, товары-новинки. При заказе таких товаров нужно подходить с особым вниманием.

Первым этапом проведения АВС- анализа является определение целей. От этого зависит, какие параметры необходимо выбирать. Если целью является сокращение ассортимента, то в качестве основных параметров необходимо выбрать объем продаж, прибыль. Если целью является выявление и сокращение затрат на поддержание запасов, то в качестве основных параметров необходимо выбрать коэффициент оборачиваемости, объем неликвидов и занимаемая складская мощность. Если требуется исследовать рентабельность, то в качестве основного параметра выбрать коэффициент оборачиваемости, уровень рентабельности. Имея данные АВС-анализа, делается вывод о необходимости оптимизации товарного ассортимента. При всех многочисленных плюсах, существует один значительный минус: данный метод не позволяет оценивать сезонные колебания спроса на товары. XYZ – анализ это инструмент, позволяющий разделить продукцию по степени стабильности продаж и уровня колебаний потребления.
Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в %.
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле, в которой участвуют:

- значение параметра по оцениваемому объекту за каждый интервал;

- среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа за указанный период;

- число интервалов указанного периода.

В качестве параметра могут быть: объем продаж (количество), сумма продаж, сумма реализованной торговой наценки. Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения:

Категория Х – В нее попадают товары с колебанием продаж от 5% до 15%. Группа товаров, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

Категория Y - В нее попадают товары с колебанием продаж от 15% до 50%. Группа товаров, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования. Они требуют к себе большего внимания. Б ольше вероятность допущения неликвидов и дефицита.

Категория Z - В нее попадают товары с колебанием продаж от 50% и выше. Группа товаров с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос является просто нереальной задачей.

XYZ – анализ в фармацевтических предприятиях рекомендуется проводить не реже, чем раз в квартал, причем наиболее интересны сезонные аналитические периоды.

Совмещенный АВС\XYZ анализ

Сочетание АВС и XYZ анализов выявляет безусловных лидеров (группа АХ) и аутсайдеров (СZ). Оба метода превосходно дополняют друг друга. Если АВС- анализ позволяет оценить вклад каждого препарата в структуру сбыта, то XYZ – анализ позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность. Рекомендуется делать совмещенный анализ, где в АВС-анализе используются два параметра - объем продаж и прибыль. Всего при проведении такого многомерного совмещенного анализа получается 27 групп товаров. Результаты такого анализа можно использовать для оптимизации ассортимента, оценки рентабельности товарных групп, оценки логистики, оценки клиентов оптовой компании. Например, для оптимизации ассортимента часто рекомендуют:

- уменьшение доли препаратов CCZ, переход на индивидуальный заказ;

- не допускать перебоев в доставке группы AAX.

Совмещенный трехмерный АВС \ XYZ анализ в ПК «Юнико»

(в версиях 1.339 и выше)

В ПК «Юнико-Аптека» реализован именно совмещенный АВС\ XYZ анализ, который дает наиболее полную картину о структуре запасов и стабильности продаж. Анализ включен в основной комплект программы. При формировании такого анализа используется два параметра ABC-анализа и один XYZ-анализа. Для проведения анализа необходимо указать:

- период для анализа не менее 3-х месяцев,

- интервал расчета коэффициента вариации;

- второй параметр АВС-анализа - торговая наценка или сумма реализации. В качестве основного параметра программа берет объем продаж;

- основной параметр XYZ- анализа (торговая наценка, объем продаж, сумма реализации), обычно рекомендуется указать количество;

- частота проведения анализа – 1 раз в месяц.

Анализ модно проводить по отдельным группам товаров, в разрезе одного или нескольких подразделений и по товарам, полученным от конкретного поставщика. Анализ выполняется в разрезе групп заказов, т.е. товарам с одним торговым названием, дозировкой и формой выпуска, но разных производителей. Результатом анализа является таблица, где с учетом анализируемых параметров выводится список, разбитый по группам. Для удобства просмотра используются фильтры по группам.

Выделение групп товаров при совмещенном АВС/XYZ - анализе

В процессе анализа по каждой группе заказа или товару (если он без группы заказа) рассчитывается следующие показатели: проданное количество, сумма реализации, сумма реализованной торговой наценки, процент от общего товарооборота и накопительный товарооборот, среднее значение параметра, коэффициент вариации. Процент от общего товарооборота - это вклад указанной позиции в общий товарооборот по указанному параметру. Накопительный процент от общего товарооборота - это вклад указанного кол-ва позиций в общий товарооборот (сумма процентов товарооборота с первой по текущую позицию). Именно по накопительному товарообороту программа и определяет, к какой АВС- группе отнести данную позицию. Среднее значение параметра – это среднее значение анализируемого параметра по XYZ –анализу. Если параметр количество, то это средний объем продаж. Коэффициент относительной вариации показывает отклонение (колебания) анализируемого параметра (по XYZ –анализу) от среднестатистического значения,

Совмещенный двухмерный АВС \ XYZ анализ в ПК «Юнико»

(в версиях ниже 1.339)

В ПК «Юнико-Аптека» в версиях ниже 1.339 реализован совмещенный двумерный АВС\ XYZ анализ. При формировании такого анализа используется один параметр ABC-анализа и один XYZ-анализа. Анализ включен в Аналитический раздел программы. Результатом анализа является таблица, где с учетом анализируемых параметров выводится список, разбитый по гру 

Использование АВС и XYZ анализа при формировании заказа

При формировании заказа пользователь может сам выбрать группы, которые войдут в текущий список.

ABC\XYZ анализ владельцев дисконтных карт

В ПК «Юнико-Аптека» реализован именно совмещенный АВС\ XYZ анализ, который дает наиболее полную картину о частоте посещения, сумме покупок и стабильности покупок владельцев дисконтных карт. Анализ включен в основной комплект программы. При формировании такого анализа используется два параметра ABC-анализа (количество чеков и сумма покупок) и один XYZ-анализа(количество чеков).