Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p
Публикации
03.06.2013 зарегистрирован приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 г. №1350н «Об утверждении положения Комиссии Министерства здравоохранения РФ по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности».
Можно ли считать, что положения ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ от 1 января 2012г, ограничивающие контакты медработников и медпредов, сейчас смогут заработать в полную силу? Напомним, что согласно ему в случае возникновения конфликта интересов руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации в семидневный срок со дня обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Действительно, 3 июня 2013 года Минюст РФ зарегистрировал Приказ Минздрава РФ от 21.12.2012 г. №1350н, утвердивший «Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности». Приказ официально опубликован в «Российской газете» №136 26 июня 2013 года и в соответствии с этим вступил в силу 7 июля 2013 года.
Однако издание Минздравом указанного выше Положения отнюдь не означает, что нормы статей 74 и 75 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013) не только заработают «в полную силу», но и что они вообще заработают.
В самом деле, согласно части 1 статьи 75 указанного Закона конфликт интересов – это ситуация, при которой у медицинского или фармацевтического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского или фармацевтического работника и интересами пациента.
В отношении фармацевтического работника такая формулировка в Законе выглядит более чем странно, поскольку, как правило, фармацевтический работник всегда материально заинтересован продать покупателю более дорогое лекарство, так как объем выручки аптечной организации, вообще говоря, всегда влияет на материальное положение ее работников, даже если между оплатой труда и выручкой организации нет прямой связи. В этом смысле конфликта интересов у фармацевтического работника не произойдет только в том случае, если он всегда будет предлагать покупателям только самый дешевый товар и никогда не станет предлагать приобрести что-нибудь дополнительно. Но такое поведение работника будет прямо противоречить целям аптечной организации как коммерческой структуры. Следовательно, у любого первостольника конфликт интересов в том виде, в котором он определен статьей 75 Закона № 323-ФЗ, возникает непрерывно в течение всего рабочего дня.
По-видимому, авторы Закона в данном случае имели в виду получение прямого или косвенного вознаграждения за продажу конкретных товаров, получаемого непосредственно от представителей фармацевтической компании, однако представить себе, что заведующий аптекой, получив такое вознаграждение, в муках совести сядет писать об этом заявление в Минздрав, можно, только имея очень сильное воображение.
Что касается медицинских работников, то также довольно трудно представить себе ситуацию, при которой врач или медсестра, получив от представителя фармацевтической компании или пациента не предусмотренное законом вознаграждение, тут же пойдет к главному врачу с покаянием, а тот сразу же напишет заявление в комиссию, Положение о которой утверждено обсуждаемым приказом.
Да и само обсуждаемое Положение выглядит достаточно наивным и разработанным, скорее, как дань моде на такого рода документы. Вряд ли в обозримом будущем у этой комиссии найдутся поводы для обсуждения. Заметим также, что состав Комиссии тоже еще не определен Минздравом.
Следует также отметить, что, несмотря на то, что Закон № 323-ФЗ принят уже почти 2 года назад, до сих пор административным законодательством не предусмотрены какие-либо санкции за нарушение требований норм статьи 74 Закона, ограничивающих взаимодействие медицинских и фармацевтических работников с представителями компаний – производителей лекарственных средств и с коммивояжерами организаций оптовой торговли, для звучности именуемых медицинскими представителями.
В связи с этим отметим, что нормы статьи 75 Закона носят, в большей степени, этический характер, хотя пунктом 18 указанного выше Положения о комиссии и предусмотрено, что в случае установления комиссией факта совершения медицинским или фармацевтическим работником действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий Комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости, в том числе при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, – немедленно.
Таким образом, реально нормы статьи 74 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» заработают только тогда, когда в Кодексе РФ об административных правонарушениях будут предусмотрены санкции за их нарушение. |