Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p
Публикации
Электронные ценники в магазинах Европы и США используются с начала 1990-х. В нашей стране они впервые появились с десятилетним опозданием, да и сейчас это скорее ноу-хау, чем обыденная реальность. Самый крупный проект по внедрению системы электронных ценников (СЭЦ) реализован в известной сети гипермаркетов «Карусель», в аптечном бизнесе на сегодняшний день таких внедрений нет.
Технология и цена вопроса На российском рынке СЭЦ представлена тремя компаниями: NCR (США), ZBD Solutions (Великобритания) и STORE ELECTRONIC SYSTEMS (Франция). Принцип действия СЭЦ разных производителей одинаков и включает одни и те же компоненты. В состав СЭЦ входят: ♦ серверный компьютер; ♦ программное обеспечение управления ЭЦ; ♦ коммуникационное оборудование, обеспечивающее обмен данными с ЭЦ и состоящее из радиоприемника, радиопередатчика и антенных устройств; ♦ электронные ценники (ЭЦ) с различными держателями.
ЭЦ делятся на два вида: сегментные и графические. Графические ценники используют жидкокристаллические дисплеи или дисплеи LCD TFT и относятся к ценникам нового поколения. По функциональным возможностям они значительно превосходят сегментные, на их дисплеях может отображаться практически любая графическая информация, вплоть до логотипа производителя и штрих-кода товара, при этом визуально электронный ценник сложно отличить от обычного бумажного. Технические возможности сегментных ценников гораздо скромнее: они могут выводить цифровую и буквенную информацию, обладают внутренней памятью, что позволяет последовательно выводить различную информацию, но по виду они очень напоминают дисплей обычного калькулятора. Несмотря на это, а также на то, что технологии изготовления сегментных ценников устарели, этот вид ЭЦ до сих пор находит широкое применение, так как стоит приблизительно в два раза дешевле графического. Стоимость одного ЭЦ, в зависимости от используемой технологии, его возможностей и размеров, колеблется от 200 руб. до 1500 руб.
Приемопередатчики СЭЦ разных производителей используют различные диапазоны частот, но, по заявлению производителей, все радиоканалы обеспечивают надежную связь и достаточно помехоустойчивы.
Стоимость всего комплекса СЭЦ для одного объекта с использованием 2000 ЭЦ, с учетом стоимости одного комплекта коммуникационного оборудования и программного обеспечения, может составлять от 500 тыс. руб. до 2000 тыс. руб. К финансовым затратам следует приплюсовать услуги по внедрению, стоимость которых может составить до 20% от стоимости комплекса. Нужно также помнить о необходимости интеграции СЭЦ и используемого программного обеспечения учета товара, что может привести к дополнительным финансовым затратам. Да, ценники получились с позолотой. Ради чего?
Какие преимущества Основная задача СЭЦ – обеспечение соответствия цены на витрине цене в программе товароучета, а также обеспечение возможности оперативного изменения информации на ценнике.
Работает система следующим образом. Оператор в программе товароучета производит расценку (переоценку) товара, полученные данные передаются на компьютер СЭЦ и обрабатываются программой управления, далее через коммуникационное оборудование посредством радиосигнала каждый ценник, зарегистрированный в системе, получает адресную информацию, которая отображается на его дисплее. Проще говоря, практически парой нажатий клавиш компьютерной клавиатуры, оператор меняет показания ценников, приводя их в соответствие с данными программы товароучета. Это дает очевидные преимущества: ♦ операционные расходы, связанные с необходимостью печати ценников, поиска товара на витрине, размещением ценника сводятся к нулю, при этом исключаются ошибки, вносимые человеческим фактором; ♦ появляется возможность проведения даже краткосрочных маркетинговых акций хоть на весь ассортимент товаров без дополнительных расходов; ♦ из статьи расходов исключаются расходные материалы, необходимые для изготовления ценников; ♦ цены на витрине и на кассе всегда равны, что позволяет формировать лояльность покупателя, беречь нервы своих сотрудников и, что немаловажно, лишает соответствующих проверяющих возможности привлечения к административной ответственности за несоответствие. Заманчиво, не правда ли?
Перспективы в аптеке Насколько соответствует законодательству использование в аптеке ЭЦ?
Юридическая консультация Марат Милушин, директор юридической компании «ЮНИКО-94», кандидат юридических наук В соответствии с пунктом 19 утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. №55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 04.10.2012) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Никаких иных нормативно-правовых актов, регламентирующих оформление и размещение ценников при продаже товаров населению, действующее законодательство не содержит. По нашему мнению, единственным препятствием использования электронных ценников, с правовой точки зрения, может стать необходимость формального указания на ценнике подписи материально ответственного лица или печати организации. Однако эту проблему легко решить, наклеив на каждый электронный ценник стикер с подписью ответственного сотрудника аптеки и/или печати организации.
Итак, законность применения СЭЦ в аптеке сомнений не вызывает. А что скажут по поводу новой идеи представители аптечного бизнеса, ведь им в конечном итоге принимать решение и отвечать рублем за возможные риски.
Мнение аптеки Александр Тягунов, генеральный директор ООО «Биотехнология», Нижний Новгород Идея безусловно интересная, так как сейчас цены в аптеке регулируются только в части ЖНВЛС, а на остальные медикаменты наценка может быть произвольной. В этих условиях аптеки стараются работать от прибыли. Например, есть на остатках «Алмагель А»: цена закупки – 90руб, цена розничная – 110руб. В следующем приходе «Алмагель А» стоит уже 110 руб., а в рознице – 135 руб. В настоящее время аптека продает первый по цене 110 руб., а второй по цене 135руб. Но «Алмагель» – товар с неэластичным спросом и в большинстве случаев покупатель даже приблизительно не может оценить его стоимость. Почему бы аптеке не продать этот товар по более высокой цене, т.к. сумма наценки увеличится почти на 120% и составит не 20, а 45 руб.
В этом случае при использовании обычных ценников нужно отслеживать товары (не ЖНВЛС) с разными ценами, проводить их переоценки и переклеивать ценники (и штрих-коды, если работают с внутренним штрих-кодированием), а это дополнительная работа и заведующей (проконтролировать процесс), и первостольнику (аккуратно отклеить старый ценник и приклеить новый, не наляпаешь же новый «дорогой» ценник поверх старого). На мой взгляд, это одно из применений ЭЦ. Минус этого решения – дороговизна.
Безусловно, для того, чтобы использовать все возможности, которые дает СЭЦ, необходима ее глубокая интеграция с программным обеспечением, используемым аптекой, для учета товародвижения. На сколько данная задача реализуема и готовы ли компании – разработчики к ее решению?
Мнение разработчика Игорь Лунев, генеральный директор НТО «ЮНИКО» Для нашей компании нет невыполнимых задач, главное, чтобы СЭЦ была востребована нашими пользователями. Ну а с технической стороны все просто, нашим специалистам необходимо грамотное и четкое техническое задание от пользователя программного комплекса «ЮНИКО-АПТЕКА» и технические условия от поставщика СЭЦ. Поскольку наш программный продукт – это готовое решение для автоматизации аптечного бизнеса любой структуры, все изменения в программе становятся доступными для всех пользователей «ЮНИКО-АПТЕКА». Мы готовы – решение за аптеками.
Для аптек было бы интересно переложить часть расходов по внедрению СЭЦ на фирмы-производители. Взамен производители получат информацию в режиме реального времени о ценах на свою продукцию, возможность быстро и централизованно проводить маркетинговые акции. Кроме всего прочего, современные электронные ценники привлекают потенциального покупателя своим внешним видом гораздо лучше, чем стандартные ценники.
Все известные внедрения СЭЦ реализованы в сетевых магазинах с открытой выкладкой, форматов супермаркет и гипермаркет, по аналогии они могут быть применимы и для аптечного ретейла, использующего формат фармамаркет. Разнообразие ценников и устройств для их крепления предоставляет возможность размещения ЭЦ и на закрытых витринах, но только если они не перегружены товаром. Как бы ни было, с появлением на рынке новых игроков, предлагающих СЭЦ, данные решения неизбежно будут становиться доступнее, и вопрос сейчас скорее не в том, применима ли СЭЦ для аптечного бизнеса, а в том, кто первый внедрит это ноу-хау. |