Готовое решение для автоматизации аптек и аптечных сетей без абонентской платы. Подключение к ЧЕСТНОМУ ЗНАКУ и обеспечение работы с новой Маркировкой лекарств. Работа по всей России и СНГ уже более 28 лет. Профессиональный функционал для повседневной работы. Автоматическое обновление программы, забракованных препаратов и ЖНВЛП. Сопровождение клиентов – индивидуальный подход. *

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1
сегодня: 30.04.2025 Добавить закладку Контакты
+7 (499) 346-35-95

Публикации

Источник: журнал "Фармацевтическое обозрение" Сентябрь 2013 / №09 (138)

Выявление коэффициента цикличности

 

   

Ольга Грязнова,

тренер-консультант
информационно-

консалтинговой

службы Logist-ICS


В прогнозировании спроса, как мы уже определились в одной из прошлых публикаций, крайне важно определять цикличность. Напомню, что частный случай цикличности – это сезонность.

 

Но цикличность также может быть внутри месяца или внутри недели. Например, в аптеке на территории торгового центра, всплеск продаж приходится на конец недели. И так каждую неделю. А значит, запас на начало и конец недели должен отличаться. Аптеке нужно быть готовой к всплеску продаж.
В зависимости от периода прогнозирования спроса, необходимо подбирать цикличность (Таблица 1).
 
  
Итак, с периодами определились.
Далее необходимо понять, с какой периодичностью нужно пересматривать сезонность/цикличность.
Для стабильной экономики, без серьезных изменений в росте или спаде продаж, достаточно пересматривать цикличность один раз в год. Если внешняя среда крайне нестабильна, то целесообразно пересматривать цикличность один раз в месяц.
 
Стоит еще уточнить, что цикличность лучше искать не на основании продаж, а на основании спроса (разумеется, в том случае, если мы уже научились его находить).
И наконец, лучше искать цикличность не для каждого товара индивидуально, а для группы товаров с одинаковой сезонностью/цикличностью. Для этого необходимо в справочнике товаров предусмотреть возможность выделения товаров с одинаковой сезонностью/цикличностью. Разумеется, мы говорим об автоматизации методики в информационной системе. В результате пересмотр цикличности происходит очень быстро по запросу. Далее необходимо предусмотреть в системе регистрацию коэффициентов цикличности для разных групп товаров.
 

Для стабильной экономики, без серьезных изменений в росте или спаде продаж, достаточно пересматривать цикличность один раз в год

 
И еще один важный момент касается единиц измерения. Для расчета цикличности (особенно сезонности) крайне важен  выбор единиц измерения. Исходные данные по объему продаж (спроса) берутся в натуральном выражении (шт.), не в денежном.
Итого, для определения коэффициента сезонности нужны следующие входные данные (Таблица 2).
 
 
Теперь перейдем к процессу выявления коэффициента цикличности. Будем пока рассматривать на примере сезонности, то есть поиска коэффициента сезонности на каждый месяц из 12 в году.
 

Лучше искать цикличность не для каждого товара индивидуально, а для группы товаров с одинаковой сезонностью
 
Первый способ - самый простой. Находится элементарно. Просто находим вклад каждого месяца в объеме спроса за год. Сначала находим сумму спроса за год, а далее объем спроса за каждый из 12 месяцев в году делим на сумму годового спроса. У этого метода есть один большой недостаток. Если сезонности свойственно из года в год смещаться и/или в течение года есть динамика роста (или спада) объема спроса, то такая методика не даст корректного результата.
 
Второй способ – чуть сложнее, уже учитывает то, что действительно на протяжении нескольких лет (лучше трех лет) всплеск продаж приходится на одни и те же месяца, например, на осень приходится всплеск продаж препаратов от простуды (таблица 3).
 
 
где Ik - Коэффициент сезонности;
 
 
- Средний объем продаж за три года по каждому месяцу;
 
 
- Совокупный средний объем продаж за 36 месяцев;

В данной методике также есть один недостаток. Если за три года в группе товаров наблюдалась ярко выраженная динамика, то данная методика, к сожалению, не даст корректного результата. Поэтому, нам придется освоить более сложный механизм определения коэффициента цикличности/сезонности. Его мы рассмотрим в следующей статье.