Готовое решение для автоматизации аптек и аптечных сетей без абонентской платы. Подключение к ЧЕСТНОМУ ЗНАКУ и обеспечение работы с новой Маркировкой лекарств. Работа по всей России и СНГ уже более 28 лет. Профессиональный функционал для повседневной работы. Автоматическое обновление программы, забракованных препаратов и ЖНВЛП. Сопровождение клиентов – индивидуальный подход. *

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1
сегодня: 10.09.2024 Добавить закладку Контакты
+7 (499) 346-35-95

Публикации

Источник: журнал "Фармацевтическое обозрение" Февраль 2013/ №02 (132)

Показатель уровня сервиса

 

  

Продолжаем рассматривать показатели, отражающие качество работы с запасами.

 

Ольга Грязнова, тренер-консультант информационно-консалтинговой службы Logist-ICS

 

 

Оборачиваемость запасов и показатели сверхзапаса и неликвидов мы уже рассмотрели. В этой статье рассмотрим показатель уровня сервиса.

Итак, что такое «уровень сервиса» (иначе уровень бездефицитности, или еще точнее «уровень обеспечения спроса остатками»)?

Уровень сервиса определяется как отношение объема продаж к объему спроса, возникшего в аптеке (формула 1).

 

Формула 1. Оценка уровня сервиса

 

УС=Vпр/С

 

Vпр– объем продаж за период, шт.;

С – объем спроса за период, шт.

За период принимается – 1 месяц.

 

Если объем продаж из информационной системы получить довольно просто, то определить спрос гораздо сложнее. Иначе спрос можно разложить как объем продаж и дефицит.

То есть задача либо выявить дефицит, либо контролировать спрос. В условиях розничной торговли фиксировать весь спрос или фиксировать только дефицит практически невозможно из-за высокого потока клиентов в аптеку.

 

В случае с оптовыми продажами регистрация спроса при работе с клиентами возможна. Но при разработке механизмов потребуется достаточно строгая (или жесткая) регистрация с высокой степенью автоматизации процесса.

 

Но мы более подробно коснемся варианта для розницы, когда на фармацевта в аптеке недопустимо накладывать ответственность за регистрацию спроса.

 

Метод Разгуляева

Для аптечного бизнеса необходимо разработать методику по восстановлению спроса, иначе методика называется «очищение от аномальных явлений». В статистике известны несколько методик очистки от аномальных явлений. Например, метод Ирвина.

 

Но статистические методы достаточно сложны в рамках автоматизации (а все инструменты, которые мы рассматриваем, требуют автоматизации). Есть более простой метод, который разработал Валерий Разгуляев [1]. Рассмотрим именно его. Метод применим только к складским позициям. Для позиций, закупаемых под заказ, метод не применяется.

 

Метод основан на двух допущениях:

если на остатках в аптеке нет запаса конкретного препарата, то это дефицит (хотя на практике не всегда так);

разовый всплеск – это аномальный всплеск, подлежит исключению из временного ряда.

 

Метод запускается один раз в месяц, как только он закончился. То есть, как только месяц прошел, автоматизированная система, кроме объема продаж, фиксирует восстановленный спрос. Далее прогноз продаж будет строиться не на основании продаж, а на основании восстановленного спроса (с учетом разовых случайных пиков и дефицита).

Итак, опишем этапы метода очистки продаж от аномальных явлений (восстановление спроса).

 

1. Рассматриваем ряд данных, продажи одного наименования в ежедневном разрезе за 1 месяц (график 1).

 

График 1. Продажи препарата за месяц, шт./день

 

На 24-ый день явно виден пик в размере 100 штук. Данный пик за месяц встречается 1 раз, и он существенно отличается от всплесков продаж в течение месяца. Данный пик – это аномальное явление, и низка вероятность, что такой всплеск продаж в следующем месяце случится. Именно поэтому не стоит на него рассчитывать в следующем месяце.

 

Так как доверять данному пику мы не можем, мы из данного ряда его исключаем. Но исключаем не весь пик. Считаем, что если бы не ряд случайных обстоятельств, то продажи были бы, например, средними. То есть вместо пика (100 штук) будет среднее. График после данных манипуляций выглядит следующим образом (график 2).

 

График 2. Продажи, очищенные от пика, шт./день

 

2. На втором этапе выявляются дни, когда не было продаж по причине недостаточности запаса. Это те случаи, когда запас был ниже, чем средняя дневная продажа (график 3).

 

График 3. Продажи, очищенные от пика и остатки на утро, шт./день

 

3. В случае если остаток на утро меньше или равен средней продажи, то продажи данного дня замещаются на средний уровень продаж.

График спроса в таком случае будет выглядеть так (в сравнении с реальным графиком продаж) (график 4).

 

График 4. Сравнение продаж и восстановленного спроса, шт./день

 

4. Определяем спрос, как сумму восстановленного спроса

Вся последовательность расчетов представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Последовательность шагов по восстановлению спроса

№ дня

Остатки на утро

Продажи

Средняя продажа

Продажи без пика

Спрос

110096,8799,00
2914

0

44,00
3877

0

77,00
4809

0

99,00
5713

0

33,00
6688

0

88,00
7602

0

22,00
8586

0

66,00
952

5

0

5

5,00
10473

0

3

3,00
11444

0

44,00
12401

0

11,00
13392

0

22,00
14371

0

11,00
15364

0

44,00
163210

0

1010,00
17228

0

88,00
181410

0

1010,00
1943

0

36,87
201

1

0

1

6,8
2100

0

06,87
2200

0

06,87
2300

0

06,87
24100100

0

6,876,87
2500

0

06,87
2600

0

06,87
2700

0

06,87
281001

0

11,00
29994

0

44,00
30951

0

11,00

Итого206

0

112,9163,8

5. Определяем уровень сервиса

При определении уровня сервиса (по формуле 1) сравниваются объем продаж и спрос. По данной методике выявления спроса для оценки уровня сервиса продажи берутся без пика. Происходит это потому, что мы не планировали вообще данный всплеск обеспечивать. И если мы его все-таки обеспечили, то в последующие дни наши клиенты остались без продажи (то есть в любом случае проявился дефицит).

 

Таким образом, в нашем примере уровень сервиса получился следующий:

УС=112,9/163,8=69%

 

Насколько хорош данный уровень сервиса для конкретной позиции, зависит от следующих критериев:

цена закупки (насколько дорогой товар);

как много продается;

какова наценка.

 

Более подробно выбор необходимо уровня сервиса рассмотрим на этапе изучения АВС и XYZ – анализов. Но в любом случае необходимо помнить, что 100% уровень сервиса экономически нецелесообразен, он убыточен. Максимально допустимый уровень сервиса – 99,87%.


[1]http://upravlenie-zapasami.ru/statii/deficit-kak-ego-schitat-i-kontrolirovat/