Готовое решение для автоматизации аптек и аптечных сетей без абонентской платы. Подключение к ЧЕСТНОМУ ЗНАКУ и обеспечение работы с новой Маркировкой лекарств. Работа по всей России и СНГ уже более 28 лет. Профессиональный функционал для повседневной работы. Автоматическое обновление программы, забракованных препаратов и ЖНВЛП. Сопровождение клиентов – индивидуальный подход. *

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа p

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1

Юнико - автоматизация аптек и аптечных сетей. Программы для аптек.Современный программный продукт для аптек и аптечных сетей, который охватывает все основные рабочие процессы в аптеке, от расценки, до формирования заказа h1
сегодня: 05.10.2024 Добавить закладку Контакты
+7 (499) 346-35-95

Публикации

Источник: журнал "Фармацевтическое обозрение" Январь 2013/ №01 (131)

 

Текущий статус - неликвид

 

  

Автоматизация технологий управления запасами, или как получить автозаказ. Продолжим рассматривать систему показателей. После рассмотрения показателя «оборачиваемость запасов» следующие два показателя имеют равный вес по значимости и показывают качество работы с запасами. Это неликвиды и уровень сервиса. В этой статье рассмотрим показатель неликвидов.

 

Ольга Грязнова, тренер-консультант информационно-консалтинговой службы Logist-ICS

 

 

Чаще всего под неликвидами понимают товары, у которых прошел срок годности (или остался на минимальном уровне) или товары, которые хранятся длительное время.

На самом деле целесообразно делить эти два показателя, так как причины их возникновения могут отличаться. Так, если речь идет о товарах с минимальным остаточным сроком годности, они могут быть не только по причине большого объема отгрузки, но еще и по причине не соблюдения принципа FPFO (FirstProductFirstOut – первый произведен, первый ушел).

Если говорить о неликвидах – это запасы, которые после продажи не принесут прибыль. То есть запасы так долго пролежали на складе (на полке), что вся прибыль была «съедена» затратами.

 

Самый простой способ оценить момент, когда товар станет неликвидом, это применять формулу, учитывающую наценку на товар и затраты, связанные с содержанием данного товара. Для аптеки эта формула будет выглядеть следующим образом (формула 1).

 

Формула 1. Расчет периода, через который товар становится неликвидным

T=H/k

Т – количество месяцев, через которое товар станет неликвидом, мес.,

Н – наценка, доля и процент не единицу товара (штуку, упаковку),

к – ставка стоимости денег, доля в месяц.

Если товар лежит на полке аптеки дольше, чем данный период, то товар становится убыточным. Визуально данную картину можно отразить следующим образом (рис. 1).

 

Рисунок 1. Момент, когда товар становится неликвидным

 

Понятие ставки стоимости денег описывают по-разному, в зависимости от ситуации в компании.

1. Ставка коммерческого кредита. Самый простой способ определить, как дорого стоят деньги. Способ используется в компаниях в том случае, если компания вынуждена использовать заемные средства – коммерческие кредиты. Ставки в настоящий момент сильно отличаются в зависимости от того, где компания кредитуется (в РФ или в Европе), в зависимости от банка, размера кредита и региона.

 

Чаще всего под неликвидами понимают товары, у которых прошел срок годности (или остался на минимальном уровне) или товары, которые хранятся длительное время

 

Даже если компания не использует заемные средства или вы не имеете данных о процентах, под которые компания берет кредит, проще всего брать величину 1,5% в месяц. На практике до 2% в месяц. Или запросить ставку в отделе финансов или в бухгалтерии.

 

2. Доходность бизнеса, которую ожидает собственник. Этот процент учитывается в том случае, если компания пользуется собственным оборотным капиталом и отсрочками платежей, предоставляемыми поставщиками.

 

Возвращаясь к рис. 1, можно увидеть, что наценка на закупленный товар составляет 15% и с течением времени остается такой же. При этом затраты на обслуживание растут. Так, если товар пролежал месяц, мы заплатим кредит с него 1,5% от закупочной цены. Если 2 месяца, то заплатим уже 3%, и т.д. Таким образом, через год товар станет убыточным, так как обслуживание его в течение года обходится выше, чем наценка (расчет в таб. 1).

 

 

Таблица 1. Расчет периода, через который товар становится неликвидным

Месяц

Наценка

Стоимость денег

1

0,15

0,015

2

0,15

0,030

3

0,15

0,045

4

0,15

0,060

5

0,15

0,075

6

0,15

0,090

7

0,15

0,105

8

0,15

0,120

9

0,15

0,135

10

0,15

0,150

11

0,15

0,165

12

0,15

0,180

13

0,15

0,195

14

0,15

0,210

15

0,15

0,225

 

Выше описан случай, когда речь идет об аптеке, когда в компании нет распределительного склада. А соответственно отсутствуют затраты на складское хранение.

Если рассматривать вариант со складом, то в знаменателе должны добавится затраты на складское хранение (доля затрат на хранение на складе в среднем запасе).

 

Свести к минимуму

Напомню, что формула расчета момента, когда товар становится неликвидом, интересна тогда, когда сроки годности превышают этот период.

Показатель «неликвид» как правило, оценивают в виде процента от среднего запаса, и, как правило, принимают в размере от 2 до 5% от среднего запаса.

На взгляд автора, корректнее оценивать неликвиды как долю в объеме продаж. Связано это с тем, что по поручению руководства запас могут либо увеличить, либо уменьшить, и в таком случае доля неликвида (при сохранении его физического объема) существенно может поменяться. Пример приведен в таб. 2.

 

Таблица 2 – Изменение доли неликвидов при изменении среднего запаса

Неликвиды Средний склад 1 Средний склад 2
100 000 1 000000 700000
Доля неликвидов в запасе0,10,14

 

Если расчет масштаба неликвидов рассматривать как долю в объеме продаж, то, как раз, можно увидеть, насколько велик «масштаб бедствия». Или, еще проще, отслеживать динамику изменения суммы неликвидов.

В любом случае, отслеживать их необходимо ежемесячно, и решение по распродаже или возврате поставщику неликвидов принимать оперативно. Задачи свести долю неликвидов к минимуму.

 

Кроме показателя «неликвиды», стоит рассматривать показатель «сверхзапасы». Под сверхзапасами понимаются те товары, которые в ближайшей перспективе могут стать неликвидами.

Например, товар становится неликвидом, если пролежит на складе 10 месяцев. Сверхзапасом товар считается, если пролежит, предположим, 7 месяцев. Как только оборачиваемость запаса стала 7 месяцев, мы с ним активно начинаем работать (распродажа, возврат, акция и т.д.), таким образом, чтобы товар не стал неликвидом.

Этот инструмент позволяет не затягивать с решением вопросов с завышенными запасами и не доводить ситуацию до статуса «неликвид».